Что такое франшиза

Содержание

Начинающие бизнесмены часто сталкиваются с вопросом о том, какую форму предпринимательства выбрать для ведения своего дела. Наиболее привлекательной кажется развитие бизнеса за счёт собственных средств — ведь тогда предприниматель является полноправным хозяином собственной компании, устанавливает правила и принципы работы для сотрудников, принимает решения в ключевых вопросах развития. Чуть реже инициаторы создания бизнеса прибегают к форме коллективной собственности над делом: в таком случае делятся не только ответственность за судьбу предприятия и расходы, но и прибыль, а судьбоносные решения в вопросах развития принимаются общим собранием владельцев. Промежуточным звеном между личной и коллективной формой ведения предпринимательства может быть развитие бизнеса по франшизе.

Что такое франшиза простыми словами?

Что такое франшиза простыми словами? Коротко говоря, это возможность вести предпринимательскую деятельность под известной торговой маркой (или брендом), используя принципы работы уже готовой компании. В более широком смысле, под данным понятием подразумевается комплекс благ, которые могут использоваться физическими или юридическими лицами с разрешения правообладателя. Прежде, чем рассмотреть преимущества и недостатки подобной системы предпринимательства, необходимо разобраться, что обозначают основные понятия этого процесса:

  • франчайзер — лицо, которому принадлежат права на торговую марку, технологии или интеллектуальную собственность;
  • франчайзи — объект приобретающий указанный набор благ у франчайзера для ведения бизнеса;
  • франчайзинг — процесс взаимодействия франчайзера и франчайзи;
  • паушальный взнос — одноразовая оплата услуг франчайзера, которая производится в самом начале сотрудничества;
  • роялти — выплаты франчайзеру со стороны франчайзи, которые проводятся регулярно (обычно, используют долю прибыли или выручки бизнеса).

Узнать подробнее о том, что такое франшиза, вы можете узнать из нашей статьи.

Комплекс благ, предоставляемый франчайзером, может относиться как к материальным средствам ведения бизнеса, так и к нематериальным, что значит, что в его список могут входить:

  • права на использование торговой марки и товарных знаков;
  • технологии производства;
  • специальное оборудование или сырьё;
  • всевозможные виды интеллектуальной собственности;
  • льготы и права, имеющиеся у франчайзера, который он передаёт франчайзи в результате сотрудничества.

Отзывы о работе предприятий на основе франчайзинга указывают на то, что это может стать хорошим трамплином именно для начинающих бизнесменов. Так, согласно статистике, около половины предпринимательских инициатив закрываются в первые два года существования. В основном, это происходит из-за недостатка опыта и принятия неправильных или несвоевременных решений во время развития дела.

Франшиза как хороший трамплин для начинающих бизнесменов

Прежде, чем принять решение о ведении такой формы бизнеса, необходимо изучить все плюсы и минусы франшизы и то, как она работает. К положительным аспектам франчайзингового ведения предпринимательской деятельности относятся:

  • узнаваемость бренда: большинство франчайзеров зарабатывают именно на принадлежащих им правах торговой марки, хотя существуют модели бизнеса, в которых бренд является популярным только на региональном уровне;
  • высокая скорость развития бизнеса: новый бизнес развивается на уже отлаженных схемах, что позволяет существенно сократить время на завоевание своей части рынка;
  • обучение предпринимателей: бизнесмены, работающие по системе франчайзинга не учатся на собственных ошибках — большинство франчайзеров организовывают специальные курсы для своих франчайзи;
  • поддержка и консультации: вместе с пакетом технологий или торговой маркой франчайзер может предложить правовую или другие необходимые формы помощи сотрудничающей с ним компании;
  • существенное снижение затрат на рекламу: франчайзер заинтересован в рекламной поддержке собственного бренда, поэтому уделяет ей большое внимание;
  • территориальное разграничение со смежными предприятиями: франчайзер не заинтересован, чтобы в регионе работали конкурирующие между собой франчайзи, которые в результате конкуренции будут снижать показатели доходности друг друга.

Отрицательными моментами работы по франшизе считаются:

  • высокая стоимость франшизы: не стоит рассчитывать на то, что бизнес «под крылом» известного бренда обойдётся дешевле, чем развитие собственного дела — как правило, франчайзинг обходится значительно дороже;
  • жёсткие требования к работе предприятия: франчайзер контролирует не только качество продукта, реализуемого под его собственной маркой, но и условия его производства, часто ограничивая возможность использования наличных у предпринимателя ресурсов;
  • отсутствие возможности принимать самостоятельные решения в развитии компании: общая стратегия развития бренда и предоставляемых им товаров или услуг всегда определяется франчайзером, поэтому, даже если вы найдёте гениальное решение для получения высокой прибыли, реализовать его вне рамок правил работы сети не удастся.

Важно! Невыполнение условий по франшизе может повлечь за собой наложение серьёзных штрафов, возможность применения которых всегда прописывается в договоре с франчайзи.

Популярные франшизы для малого бизнеса

Согласно исследованиям, в 2018 году существовало около 70 направлений ведения бизнеса, в которых применение работы по франшизе являлось наиболее выгодным. Такая форма сотрудничества считается популярной для малого и для среднего бизнеса, предоставляя возможность максимально быстро и прибыльно организовать собственный коммерческий проект. К отраслям, в которых получил распространение франчайзинг, относятся:

  • торговые сети розничных магазинов;
  • заведения общественного питания;
  • производство продуктов питания (хлеб, чипсы, мороженное, снеки и пр.);
  • тренировочные залы, фитнесс-салоны, спа, точки реализации спортивного питания;
  • финансовые компании по предоставлению микрозаймов и ломбарды;
  • строительство;
  • региональные представительства известных интернет-магазинов.

Как открыть франшизу

Создание собственного бизнеса с нуля на основе франчайзинга не потребует от начинающего бизнесмена каких-либо особых знаний в области предпринимательства и смежных сферах. Перед тем, как оформить собственное предприятия в рамках бизнеса по франшизе, необходимо трезво взвесить свои организационные и финансовые возможности, тщательно проанализировать имеющийся рынок и выбрать подходящего партнёра для сотрудничества.

Что нужно чтобы открыть магазин по франшизе?

Что нужно для открытия подобного предприятия? Организация бизнеса состоит из следующих шагов:

  1. Выбор коммерческого направления компании и подходящего франчайзера. Обычно, работа по франшизе подразумевает деятельность в одной из трёх категорий — торговой, производственной или в сфере предоставления услуг.
  2. Обсуждение с франчейзером пунктов соглашения, что входят в договор. Особое внимание следует обратить на размер паушального взноса и роялти, закрепления за компанией определённой территории, наличие обучающих программ и рекламной поддержки, консультаций специалистов владельца франшизы, обязательств, которые закрепляются за франчайзи.
  3. Составление бизнес-плана. На этом периоде важно проанализировать все возможные риски, связанные с предпринимательской деятельностью по выбранной схеме. Некоторые франчайзеры могут предложить свою схему развития компании, которую тщательно стоит проанализировать и, возможно, включить какие-то пункты из неё в свой бизнес-план. Не стоит всецело полагаться на видение развития компании правообладателем франшизы.
  4. Проведение правового анализа договора со франчайзером. Лучше всего поручить данную операцию специалистам со стороны, которые могли бы без лишнего субъективизма оценить соглашение.
  5. Организационные моменты. Необходимо определиться с правовой формой организации предприятия и системой налогообложения, получить согласие государственных органов на его регистрацию, заказать печать и открыть счёт компании в выбранном финансовом учреждении.

После этого можно приступать к закупке необходимого оборудования и материалов. Перед тем, как это сделать, необходимо связаться с представителями франчайзера — некоторые средства производства или сырьё могут поставляться непосредственно ним.

Виды франшизы

Прежде, чем определиться какую выбрать франшизу, необходимо изучить какие есть её разновидности. Франшизу делятся на виды согласно форме получения прибыли франчайзером и способом работы контроля франчайзи деятельности предприятия:

  • стандартная — наиболее распространённая франшиза: включает в себя паушальный взнос, роялти и контроль со стороны правообладателя торгового знака;
  • свободная — очень распространена на территории СНГ, поскольку предполагает минимальный размер постоянных выплат и максимальную свободу действий для франчайзи;
  • импортозамещающая — направлена на производство продукции, схожей с известными мировыми брендами;
  • серебряная — известна также как «бизнес под ключ»: франчайзер создаёт собственный филиал и предоставляет его в распоряжение предпринимателя под определённый процент от дохода;
  • бизнес в аренду — предприятие управляется совместно в течение оговоренного времени;
  • золотая — франчайзи приобретает монопольные права на бизнес на конкретной территории и обладает широкими правами на изменение стратегии развития компании;
  • корпоративная — владелец бизнеса почти полностью управляет как им самим, так и формированием стратегии его развития.

Какая наиболее выгодная франшиза для конкретного предпринимателя определяет только он сам, взвесив свои финансовые возможности, опыт в предпринимательской деятельности и амбиции.

Примеры лучших франшиз

Наиболее известной популярной франшизой в мире можно назвать сеть заведений общественного питания «Макдональдс». Несмотря на высокую конкуренцию в этой области, бренд, использующийся с 1955 года, до сих пор входит в различные рейтинги самых успешных подобных предприятий. В топ-100 готовых решений для создания собственного дела по итогам 2017 года среди российских предпринимателей вошли такие известные торговые знаки как:

  • сеть продуктовых магазинов «Пятёрочка»;
  • кафе натурального мороженного и десертов «33 Пингвина»;
  • международная сеть пиццерий «Додо Пицца»;
  • заведения быстрого питания «Крошка Картошка»;
  • рестораны быстрого обслуживания «Сабвэй» и многие другие узнаваемые бренды.

Внимание! Предложения франчайзеров подходят как для малого бизнеса, так и для более крупных игроков, желающих реализовать себя в новых коммерческих проектах.

Франшиза: популярные идеи

Наиболее прибыльными франшизами на территории России считаются предприятия следующей направленности:

  • заведения быстрого питания: для них характерен рост даже в период кризисов, прибыльность гарантируется не за счёт роста цен, а благодаря увеличению плана реализаций продукции;
  • алкогольные магазины: считается, что актуальность такой франшизы будет присутствовать всегда (кстати, купить средний алкомаркет можно за сумму эквивалентную 40 тыс. долларов США);
  • франшиза пивных баров и точек продаж;
  • продуктовые магазины;
  • ломбарды и микрозаймы;
  • туристический франчайзинг.

Франшиза. Что это такое? Стоит ли покупать? Об этом и многом другом, смотрите в видео:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Для любых предложений по сайту: [email protected]